Эссе «Моя педагогическая философия»

Баязгулова Рагида Гараевна У каждого человека своя судьба и каждому отмерен свой отрезок времени, своя лестница успеха. Судьбу человека можно «прочитать» по Книге Жизни, которая «выдается» ему при рождении, и заполняется невидимой рукой в течение всех лет. Лестница – символ пути, движения, но куда? Вперёд или назад? Вверх или вниз? Куда ведёт моя лестница, длиною в жизнь? К идеалу, разочарованию, мудрости, печали? Куда? А какая моя лестница?!

И вот моя первая ступенька, которая привела меня к выбору своей будущей профессии.

В детстве я, наверное, была удачливее своих сверстников. Моей первой учительницей была Шаура Латыповна, педагог, который оставил особый «след» в моей душе. Это время я вспоминаю с теплотой и внутренним трепетом. Для меня она была образцом, вдохновителем и путеводной звездой в самом начале жизненного пути. На вопрос «Кем быть?» я всем и всегда отвечала: «Я буду учителем». И я поднялась, сделала шаг по лестнице Успеха.

Следующая ступень — это моя профессия.

Окончив педагогическое училище, я пришла работать в школу. Мне посчастливилось быть коллегой моих учителей! Они помогли мне постигнуть все тайны профессии. Работая рядом с ними, я поняла, что успех определяет влюбленность в профессию и результат упорного труда. Свою любовь к профессии они передали мне!

Мой выбор окончательно укрепился, когда я провела свой первый урок. К нему долго готовилась, но как только вошла в класс, то ощутила волнение и страх. Боялась сделать что–то не так, что–то забыть или пропустить. Урок прошел, и я тогда поняла: это моё. И вот я учитель начальных классов! Моя мечта сбылась! И я — не больше и не меньше — властительница детских душ!

За тридцать четыре года, что я проработала в школе, было всё, были победы и разочарования, бессонные ночи и минуты боли, обид, но вспоминаются только добрые, согревающие душу моменты, а как же их много!…

Но в моей жизни произошли перемены. Мне пришлось переехать в другой регион. Были слёзы, тяжёлое расставание с моим классом. За годы работы эти дети стали мне родными. Но иногда жизнь решает за нас!

Вот я уже в Южно-Курильске. И опять нужно срочно на работу. Нет времени на выбор, поиски. Так я оказалась в детском саду. Временно, как я тогда думала. Мне пришлось замещать воспитателя на группе. Сразу всплыли воспоминания об обучении в педучилище, о девочках- однокурсницах, которые предпочли выбрать специальность «дошкольный работник». Я тогда не понимала их выбора, не принимала, мне было смешно.

И вот я воспитатель! Кто бы мог подумать. Могла ли я, предположить, что когда-то сама буду воспитателем в детском саду.Какая же странная штука – жизнь! Мы мечтаем об одном, двигаемся в этом направлении. И тут всё поворачивается в противоположную сторону. Как будто судьба смеётся над тобой. «Ах, тебе было смешно? Что за профессия такая- воспитатель? Никогда не будешь воспитателем?» И тут на тебе, получи!»

Уже три года я работаю воспитателем. Конечно же, это очень мало. Что изменилось с тех пор? Мне кажется, что если я скажу, что изменилось все — это будет правда. И главное изменилась я, изменилось мое мироощущение, мои взгляды. Теперь я поняла – это по-настоящему моё, что я очень люблю этих маленьких детей, непосредственных, добрых, открытых навстречу новому и такому важному для них. Даже школа не может сравниться с тем чувством, когда каждый день окунаешься в сказочный мир детства. В какие-то моменты сам чувствуешь себя ребёнком, заряжаешься этой мощной детской энергетикой.

Конечно, я не открою Америку, если скажу, что главное в воспитании — это любовь к детям. Мы очень любим своих родных детей. Вот такую же любовь мы должны подарить и ребенку, пришедшему в детский сад. Но я считаю, что любовь должна быть разумная, не излишне обильная и суетливая, как с родными детьми. Ребенок должен почувствовать, что ты его уважаешь, поддерживаешь, советуешь, принимаешь такой, какой он есть, но проявишь твердый характер, если он захочет манипулировать тобою, как своими родителями.

Взять тонкие детские ручки, протянутые к тебе. Принять его взгляд, обращенный к тебе. И важно не сломать тот хрупкий мостик детского доверия, переброшенный к тебе. Не разрушить хрустальный внутренний мир ребенка неосторожным словом, недовольным взглядом, отрицательной эмоцией. Тут, наверное, применимо еще одно правило: «Не навреди».

Родители доверили мне самое ценное, что у них есть. И нужно помочь родителям усовершенствовать личность ребенка. Я всегда стараюсь отбросить все свои домашние проблемы и заботы, чтобы ничто не мешало бы общению с детьми. Сказать, что все получается? Нет. Еще много надо постичь в своем ремесле.

Пока я не могу остановиться и сказать, что я достигла вершины Успеха. Это будет означать, что я добилась всего, о чем мечтала в жизни – гармонии, удовлетворения. У человека всегда должно быть стремление к чему-то, иначе он просто перестанет развиваться.

Есть очень красивая легенда: «Где-то на далёкой планете живёт Фонарщик. По вечерам он поднимается по своей лестнице к небу и зажигает звёздочки – фонарики. Удивительно, что каждый раз, чиркая спичкой о волшебный нестирающийся ботинок, Фонарщик уменьшается в размере. Неприметный маленький труженик каждодневно отдаёт частицу себя. Такая у него работа». Настоящий педагог подобен Фонарщику на далёкой планете. Я уверена, что я и есть этот Фонарщик…

У каждого своя «лестница», свой путь, и хочется сказать молодым коллегам: «Педагог – это не профессия, это призвание, служение, судьба. Следуйте своему призванию, своему предназначению, и вы узнаете, что такое счастье!»